MICHAL PROKOP (FRAMUS FIVE)
Михал Прокоп начинал как солист в гр."Framus Five." На 1-ом Чехословацком Бит Фестивали 1967г.
он признан лучшим вокалистом, а группа тогда котировалась 3-ей за Олимпиком и Матадорс.
Начальный стиль группы, модный тогда Soul-Rock хорошо представлен на их первом альбоме 1969г
"BLUES in SOUL", который тогда продавался и на российском рынке. Период творческого подъема
группы был прерван известными политическими событиями в стране. Первый период деятельности
группы Framus Five, во главе с лидером, Михалом Прокопом, завершился в 1971 году наступлением
нормализации. К этому времени на прилавках магазинов появилась пластинка под названием "Город Эр" ("Mesto Er"),
которая, правда, довольно быстро из продажи была изъята. Так или иначе, но ансамбль к тому времени
фактически уже не существовал + На тогдашней чехословацкой музыкальной сцене начали царить
безрадостные отношения, при которых большинство рок-групп прижимали к стене так называемыми
"квалификационными проверками". Длинные волосы представляли собой недопустимый символ западного
стиля жизни, сама электрогитара сделалась инструментом западной идеологической диверсии + Композиции,
равно как и названия групп должны были быть чешскими или славянскими, в лучшем случае -
"не английскими". После распада "Фрамуса" Прокоп ненадолго гостил в группах "Фламинго" и "Джаз Кью" (Flamengo и Jazz Q),
причем, на Третьем Чехословацком бит-фестивале вместе с группой "Шесть дядек" (Sest strycu) он уже
пел композиции Blood Sweet And Tears... Но в то же самое время он проявлял активность и в так называемом
"среднем течении", доказательством чего было сотрудничество Прокопа с Эвой Пиларовой (Eva Pilarova),
Танцевальным Оркестром Чешского Радио или же Ханой Загоровой (Hana Zagorova), с последней он
выступал в 1972-1975 годах. Появился он и на театральных подмостках, когда в театре "Семафор" выступил
в качестве актера в знаменитой пьесе "Кошки" ("Kytice"). В 1975 году он пытается возвратиться с джаз-роковым
составом "Махагон" ("Mahagon"), с которым Прокоп выступил на 1-й джаз-роковой мастерской в рамках
"Пражских джазовых дней". Здесь же состоялось его первое сотрудничество с группой " C & K Vocal".
В результате, вместе с несколькими членами "Махагона" он основывает формацию "Profanohagha" ("Профано-ха-ха"),
очень скоро переименованную в "Аэрофон", но которая существовала всего лишь несколько месяцев.
Но даже за столь краткий период существования группа успела провести совместное турне с британским
ансамблем "Мад" ("Mud") по Польше. После распада "Аэрофона" Прокоп снова возвращается к "среднему течению".
Снова он гостит в группе Эвы Пиларовой, и даже в вокальной группе ансамбля, сопровождающего Карела Готта,
во время их турне по Западной Германии. Но тоска Прокопа по рок-музыке становилась все сильнее, а потом, после того,
как он спел несколько песен с группой Франтишека "Ринго" Чеха в телевизионной программе "Ринго",
он решился восстановить "Фрамус"+ Новый состав "Фрамус 5" появился на свет в 1978 году; ее ядро, помимо Прокопа,
образовывал клавишник Иван Трнка, бас-гитарист Мики Блаха, ударник Милан Витох и гитарист Рудольф Хундела.
Новый репертуар, правда, выглядел, по меньшей мере, отчаянно - на концертах они делали новинки в блюз-роковом стиле,
равно как и соуловые "конфетки", которые Прокоп пел в 60-х годах. Группа даже разучила знаменитую вещь "Город Эр"
с ее длительностью более двадцати минут. Сам Прокоп оценивает этот период как время поиска собственного лица.
Он желал как-то "отвязаться" от времен первого альбома, и не только по причине долгого времени, прошедшего после
распада первого состава, но и в силу того, что нынешний состав группы находился чуточку "в другом месте".
Во всяком случае, плодом такого стремления Прокопа стали парочка не совсем полных залов на выступлении,
несколько 45-ок и большой диск "Holubi dante" 1981 года (и который основной протагонист, кстати, считает самой слабой своей работой).
Ну ладно, все эти события свою цель исполнили, и слушатели как-то более- менее осознали, что Прокоп вернулся.
В начале 80-х годов "Фрамус 5" прошел через череду персональных перемен, когда вместо Хунделы пришел гитарист Мартин Коубек,
а Витоха заменил Томаш Сухомел. Состав стабилизировался с появлением клавишника Любора Шонки. В 1982 году ансамбль переживает
глубокий кризис, и единственный выход Шонкка видит в том, чтобы объединиться с человеком, с которым уже раз разошелся не в самых
приятельских отношениях - с Ладиславом Кантором из "C & K Vocal"-а, в котором какое-то время халтурил. В сотрудничестве с Кантором
формируется совершенно новый состав "фрамуса", который начинает действовать в составе: Михал Прокоп - вокал, гармоника,
Любор Шонка - клавишные, Ян Хрубы - скрипка, Ян Коларж - клавишные, Мики Блаха - бас-гитара и Михал Вбовец - ударные.
Вместе с этим возникает и совершенно новый репертуар с качественными текстами Иржи Жачка и Павла Шрута, причем, новую концертную
программу под названием "Железная дорога Yesturday" ансамбль впервые представляет в ноябре 1983 года.
Кантор смог доказать, что он опытный продюсер и человек, обладающий огромным талантом навязать ансамблю подходящий имидж.
Прокопа он представил публике как мужчину, переживающего "кризис среднего возраста", капитулирующего, погруженного в воспоминаниях,
но в то же самое время ищущего новый смысл жизни. Композиция "Железная дорога Yesturday" пера авторского дуэта Скоумал-Шрут даже
победила в конкурсе "Вокализа 1983, и известный музыкальный журналист Ян Рейжек отметил ее как песню - исповедь среднего
поколения + Одноименный альбом завоевал буквально феноменальный успех, что в не малой степени было причиной и музыкального состава,
который этот альбом записывал (а в нем участвовали, к примеру, Хрубы с Покорным из группы Etc+ Мишика).
После дальнейших личных пертурбаций состав "Фрамуса" обновился (Михал Прокоп - вокал, гитара, гармоника;
Л. Шонка - клавишные инструменты, вокал; Петр Михалик - бас-гитара; Петр Рошканук - гитара; Вацлав Веселы - гитара;
Петр Петрашек - ударные) и впервые выступил в таком виде на концерте в пражской "Люцерне" в 1085 году, а затем реализовал
совершенно новый альбом с названием "Nic ve zlym, nic v dobrym" ("Ничего в плохом, ничего в хорошем"). Хотя концепция пластинки
была направлена на ее успешную предшественницу, по сути своей дело шло о том, чтобы создать более "приземленное" и по-роковому
звучащее название. Большинство текстов вышло из под пера Павла Шрута, которому удалось найти языковые средства, весьма близкие
исполнительскому типу Прокопа.
В 1987 году позиция Прокопа на сцене была уже настолько сильной, что он решил создать из "Фрамуса" супергруппу,
состав которой в этот период, если не считать Шонку и Петрашка, составляли настоящие звезды музыки - в группу снова вернулся наилучший
рок-скрипач Ян Хрубы, через 17 лет туда же вернулся гитарист-легенда Любош Андршт, который играл еще на альбоме "Город Эр", а еще басист
- Алеш Харват. В этом составе "Фрамус" записал свой третий, и следует заметить, исключительный альбом "Snad nam nase deti..."
("Может наши дети нам +" (вышел в 1989 году) с текстами Яна Буриана, Владимира Мерты и Ладислава Кантора. Но, как это часто,
в соответствии с неписаным правилом, бывает в случае супер-групп, их существование, по причине неустанного конфликта сильных
индивидуальностей с их взглядами на музыку, становится весьма кратким. Парадоксально, но больший успех, чем весь "Фрамус 5"
обрел побочный проект Прокопа "Nu-trio" (М. Прокоп - вокал, акустическая гитара; Любош Андршт - гитара; Ян Хрубы - скрипка),
нацеленный, прежде всего, на концерты в небольших клубах. На переломе 1088-89 годов формируется последний состав "Фрамус 5":
Михал Прокоп - вокал, акустическая гитара, гармоника; Л. Шонка - клавишные; Вителав Янда - клавишные; Иван Ерабек - клавишные;
Ярослав Шимичек - бас-гитара и Рене Шимон - ударные. Но к этому времени уже назревала новая политическая ситуация,
и Прокоп предпочел карьере музыканта карьеру политика, хотя иногда выступал в качестве гостя на концертах группы Etc+ Мишика.
Заслуга группы "Фрамус 5", прежде всего, заключалась в том, каким способом ее лидер работал с текстами и положенной на музыку поэзией.
Из, первоначально, соул-певца, занимавшегося английскими композициями, вырастал задумчивый шансонье, который своим приятным исполнением
и терпкостью в голосе, с одной стороны, проявлял атмосферу поэтичности, а с другой стороны, критически комментировал печальную реальность эпохи.
"Фрамус 5" стал одним из ансамблей 80-х годов, который был принят многими, и который заметно повлиял как минимум на два поколения рок-публики.
Дискография:
Только с группой Framus 5
SP (Panton) - "Vsechno mi dej" ("Дай мне все")(1978);
"Vlasy" ("Волосы") / "Svita" ("Светает") (1979);
"Za zaclonou bytu c. 308" ("За занавеской квартиры 308") / "Zvonky" ("Звонки") (1980) Holubi dante (LP; 1980; Panton) SP (Panton) - "Tvari k zivotu" ("Лицом к жизни") (1981);
"Kolej Yesterday" / "Bitva o Karluv most" ("Битва за Карлов Мост")(1984) Kolej Yesterday (LP; 1984; Panton) SP (Panton)
"Yetti blues" ("Блюз снежного человека")/ "Telefonni blues" ("Телефонный блюз") (1986) Nic ve zlym, nic v dobrym (LP; 1986; вышел в 1987; Panton) SP (Panton)
"Karyatidy" ("Кариатиды") / "Kamaradi" ("Друзья")(1988) "Snad nam nase deti+" (LP; 1988; вышел в 1989; Panton)
Благодарим за перевод с чешского Владимира Марченко
Michal Prokop 2006 Poprve Naposledy
01. 64
02. Poprvé naposledy
03. Leteckej inženýr
04. Loučení
05. Popěvek
06. Hotel u přístavu
07. Tullamore Dew
08. Ukolébavka pro smutnou mladou paní
09. Vedro nad Prahou
10. Virtuální realita
11. Zloději času
12. Láska je protijed
13. Dovětek k písni Hotel u přístavu
APE\CUE\Scans\3% на восстановление
Pass: Antiquar