Для тех, кто хочет заняться этим делом могу поделиться своим опытом. Так как винилы еще живут, а аппаратуры и рекомендаций на эту тему все меньше.
Первое (и пожалуй самое главное) - на чем крутить?
Многие считают, что нужно брать крутые вертаки - и качество в кармане. В этом устройстве три вещи определяют качество.
- Это механика (привод должен быть либо прямой с 3-х фазной системой управления и стабилизации или через пассик) Это минимизирует передачу на головку звукоснимателя вибрации от вращающихся деталей. Панель привода должна иметь мягкую подвеску на демпфирующих пружинах или им подобных - для тех же целей.)
- Головка звукоснимателя. Только электромагнитного типа. Разброс параметров в каналах должен быть минимален. Тут жадничать не стоит. Сейчас еще выпускают хорошие головки. Из советских лучшая была "Корвет", остальные не в счет. Хорошие головки от Elan, Elektra, Ortofon, Pro-Ject. При выборе нужно обратить внимание на радиус закругления эллиптической иглы (сферические для наших целей нежелательны). Чем радиус меньше, тем "острее" игла. Такая игла "поднимает" с винила гораздо больше всяких дефектов, но зато после обработки результат получается наилучший. Без исключений не обошлось и здесь: последние 2 трека (ближе к центру) на такой игле считываются с большими амплитудно-фазовыми искажениями, чем иглой большего радиуса (более "тупой"). Вообще желательно иметь эллипсные иглы с разными радиусами закругления.
От этих недостатком свободен проигрыватель с тангенциальным тонармом, но это сейчас большая редкость. Я в данной ситуации откручиваю один винт крепления головки и смещаю угол ее поворота относительно стандартного. (См. фото)
Но это только для проигрывания синглов или последних 2-х треков LP.
- Электрическая составляющая. Поскольку сигнал с э/магнитной головки ЗС имеет амплитуду (RMS) 1-5 мВ, и требует дополнительного подъема АЧХ в области НЧ, то наилучшим решением нужно признать наличие встроенного предусилителя-корректора. Провода от головки ко входу платы усилителя-корректора должны быть минимальной длины. Экранирующий провод не должен образовывать контуров, т.е. заземляться на одном конце (приемном). Это касается и соединительных звуковых кабелей.
Во многих проигрывателях фирменных производителей такой предусилитель как правило отсутствует. Что резко увеличивает уровень помех и фона в звуковом тракте. В студиях применяется парафазная ("симметричная") 5-ти проводная разводка оборудования (XLR или 1/4" TRC). Все помехи и наводки 50-100 Hz как правило имеют противофазную форму в обоих каналах, что устраняется простым суммированием таких сигналов на синфазном входе того же микшера. Но в бытовых условиях проще иметь встроенный предусилитель-корректор с выходным сигналом 0,5-1 В (RMS, 1kHz).
Второе - чем оцифровывать?
Ну, если нет предусилителя-корректора в ЭПУ, то естественно сигнал подается на микрофонный вход интегрированной звуковой платы (или дополнительной). Тут по опыту могу сказать, что особой разницы я не заметил используя интегрированную Realtek High Definition Audio или 250-баксовую Julia. Гораздо больший эффект (при всех прочих равных условиях) я получил от использования внешней зв.карты с 2-мя универсальными входами M-Audio и выходом USB. Длина звукового экранированного кабеля от выхода ЭПУ до входа зв.карты должна быть наименьшей (у меня 25-50 см).
M-Audio питается по USB кабелю от компьютера и этот кабель не имеет особых ограничений по длине. Общий уровень помех и наводок оказался существенно меньше, чем в первом случае.
Зимой уровень помех выше, чем летом (возможно из-за наличия снежного покрова).
Поэтому для наших целей вполне подойдут еще имеющие хождение проигрыватели высшего и 1-го классов советского производства. Комбайны из тех же компонентов использовать нежелательно из-за длинных соединительных проводов внутри этих устройств.
(продолжение следует)