Арт-рок-группа (Москва). Впервые “АВТОГРАФ” обратил на себя внимание в 1980, блеснув на фестивале “Весенние ритмы” в Тбилиси, где его эффектный и виртуозный стиль, исключительные вокальные данные и мастерство инструменталистов произвели должное впечатление как на слушаталей, так и на жюри, присудившее группе вторую премию.
Основатель группы, композитор и гитарист Александр Ситковецкий, начинал свою музыкальную биографию в школьных и студенческих группах конца 60-х — начала 70-х годов. Летом 1972 он собрал культовую группу московской подпольной сцены 70-х годов “ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО”, распад которой летом 1979 и привел к появлению на свет “АВТОГРАФА”. В первоначальный состав группы вошли: Александр Ситковецкий (соло-гитара), его коллега по “ВИСОКОСНОМУ ЛЕТУ” Крис Кельми (клавишные, вокал), Леонид Макаревич (клавишные), Леонид Гуткин (бас, фагот; экс-“КУЗНЕЦКИЙ МОСТ”), Владимир Якушенко (барабаны) и вокалист Сергей Брутян, который на раннем этапе существования группы, безусловно, был самой яркой ее фигурой. Выступали они довольно часто и успели сняться в лирической комедии Леонида Квинихидзе “Шляпа”, но затем группа прошла через серию изменений. Кельми ушел в театр имени Ленинского комсомола, где из обломков группы “ВИКТОРИЯ” создал свое “РОК-АТЕЛЬЕ”, а занятый в других проектах Якушенко уступил место дебютанту Виктору Михайлину.
Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя “АВТОГРАФА” известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике Министерства культуры позволила группе, практически не меняя репертуара, перейти на профессиональные рельсы, заключив контракт с Москонцертом. Решив вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по филологии, Брутян в 1981 ушел, а его место занял Артур “Беркут” Михеев, который до этого недолго пел с группой “ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ”. “АВТОГРАФ” интенсивно выступал, гастролировал по стране, записывался. Успехом у слушателей пользовались его песни Ливень, Блюз Каприз, пьеса Марсианские хроники” и один из главных хитов тех лет Ирландия. Ольстер. Тексты для “АВТОГРАФА”, как и для “ВИСОКОСНОГО ЛЕТА”, писала московская поэтесса Рита Пушкина-Линн.
Внезапное окончание периода либерализма поставило “АВТОГРАФ” и других представителей бывшего андерграунда, легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением “АВТОГРАФА”, продолжавшим звучать по радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты Г. Свиридова “Время, вперед”. В середине 80-х годов группа записала два альбома, позднее положенных в основу их дебютной пластинки (1986).
Вынужденную паузу музыканты использовали для бесконечных репетиций и работы над новым материалом. Следующий крупный опус, сюита Век N 20, был сочинен под вокальные данные Беркута, включал и оркестровые эпизоды, но оказался интересным только для профессионалов и почитателей близких по замыслу рок-симфоний.
В середине 80-х годов “АВТОГРАФ” становится выездным и начинает выбираться за границы Советского Союза. В июле 1985 это была единственная группа, через телемост представлявшая СССР в международной благотворительной акции “Live Aid”, хотя ее выступление там едва ли произвело сенсацию. Летом 1987 “АВТОГРАФ” неожиданно для себя получает премию на популярном в странах социалистического лагеря музыкальном фестивале в Сопоте (Польша), впервые выезжает в Слединенные Штаты Америки, где удостаивается доброжелательных откликов музыкальной прессы.
После 1986, когда легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер, “АВТОГРАФ” со своей виртуозной и технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он все больше времени проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени там и потерял его здесь. Пытаясь отыскать новый рецепт успеха, Ситковецкий радикально изменил формулу звучания группы, переключившись на песенный поп-рок. Ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, “АВТОГРАФ” покинул Макаревич.
В новую версию группы вошли клавишник Руслан Валонен, который в начале 80-х годов недолго играл в группе “МОСКВА”, саксофонист и певец Сергей Мазаев, ранее — участник ансамбля “ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ”. Однако записанный этим составом альбом “Каменный край” встретил равнодушный прием, и “АВТОГРАФ” впал в творческую кому, из которой уже не вышел. Летом 1990 Мазаев покинул группу, и в середине 90-х годов, после ряда эфемерных проектов, добился успеха как лидер “МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА”. Гуткин и Беркут продолжали экзерсисы в области арт-рока с группой “РОКОКО”, а Ситковецкий обратился к классической музыке, записав несколько инструментальных альбомов, вышедших в Европе. В 1992 английское телевидение посвятило его творчеству телефильм. В настоящее время Ситковецкий живет в Великобритании.
(автор - Андрей Бурлака)
Дискография:
1."Автограф" 1980 rel.1981 (single, 3 tracks)
2."Весенние ритмы". Тбилиси 80 (Мелодия, LP, 1980 rel.1981)
(3 tracks from single)
3."Автограф" I (1983) (MA-магнитоальбом)
4."Автограф" II (1984) (MA-магнитоальбом)
5."По вашим письмам" (Мелодия, 1985) (single, 2tr., 45rpm)
6."Автограф" (Мелодия, LP, 1985 rel.1986)
7."Каменный край" (Мелодия, LP, 1989)
8."Каменный край" (Мелодия, CD, 1990)
9."Автограф" 1991 (in english) CD, 1991
10."Автограф" I (RDM, CD) 1996
11."25 лет спустя" (ICA 2CD live) 2005